Прошу отметить, что статья была опубликована в журнале за 1998-1999 год.
Японец Мураками рисует на сумках Louis Vuitton смешные мультяшки. Глянцевые журналы объясняют, как сочетать пояс оби от кимоно с миниюбкой. Книжку фотографий Сойчи Аоки разрывают на части модные европейцы. Ветер дует с востока – пора менять гардероб. И сознание.
читать дальшеПрохожие на улицах Токио в последнее время все больше напоминают участников какого-то тотального шоу. Девочки-подростки одеваются Лолитами и розовыми куклами, а их бойфренды – леопардами и ковбоями. Они не ходят в таком виде на вечеринки, они так живут – стиль casual в Японии принял удивительные формы. Девушки и молодые люди покупают одежду в секонд-хендах, дизайнерских бутиках и магазинах этнических побрякушек. А потом кощунственно распарывают и перешивают обновки, для того, чтобы перестать быть частичкой серой массы клерков, чтобы стать непохожими на своих родителей и чтобы просто было прикольно.
Они не собираются тратить свою жизнь на служение огромным корпорациям, им не хочется с девяти до шести сидеть в офисах, и даже сказочная перспектива на пенсии сфотографироваться в обнимку с Эйфелевой башней их не прельщает. Эти молодые японские тусовщики подрабатывают только когда кончаются деньги. Они получают по 10-15 долларов в час и в итоге накапливают небольшую сумму, на которую можно купить себе немного свободы и возможность ходить с алой шевелюрой в костюме розовой снежинки. У них остается масса времени, для того чтобы придумывать одежду, резаться на игровых автоматах, ходить в кино и тусоваться в модных местах.
Лет десять назад такое поведение считалось маргинальным. В конце 80-х каждый выпускник колледжа мог рассчитывать на хорошее место в крупной компании (теперь лишь восемь из десяти молодых специалистов подписывают серьезный контракт). Он покупал после выпускного 3-4 одинаковых серых костюма, аккуратно стригся и шел делать карьеру. К тридцати он обзаводился семьей и ипотечным кредитом на квартиру и жил долго и счастливо.
Новое поколение японцев предпочитает жениться не к тридцати, а на четвертом десятке. А куда, собственно, спешить, если средняя продолжительность жизни японских женщин 84 года? Есть время для того, чтобы наиграться в детство. Тем более, что в Японии инфантильность не порок. Это главный козырь всех девушек в местных забегаловках – миссе: они раскручивают клиентов на выпивку, притворяясь непорочными школьницами. Многие маркетинговые компании эксплуатируют именно японскую инфантильность, предлагая заказчикам варианты логотипов со смешными слонами, мышками и кенгуру. А японская порноиндустрия отлично зарабатывает на продаже костюмов школьниц и на эротических комиксах и мультиках.
Вполне естественно, что наши нимфетки «Тату» стали невероятно популярны в Стране восходящего солнца и породили немало клонов. И пусть японские девушки не спешат менять ориентацию – они надевают юбочки в клеточку, галстуки, гольфы и ходят по улицам Токио под ручку со своими подружками Лолитами, Куколками и Принцессами. Они поглощают чупа-чупсы, коллекционируют Барби и даже не думают о замужестве.
От своих родителей молодые японцы отличаются не только отношением к домострою и карьере. Предыдущее поколение на протяжении всей жизни меняло одну форму одежды на другую: в детском саду, в школе и на работе – везде был строгий дресс-код. В качестве знаков отличия японки использовали дорогие аксессуары: сумочки, ремни, платочки с логотипами известных домов. При этом никто не стремился выделиться из толпы, подчеркнуть свою индивидуальность. Все боялись показаться лучше, умнее, интереснее, чем окружающие.
Современные японцы не бояться показаться оригинальными, странными и даже смешными. Продвинутые молодые люди без помощи психиатров отказались от тяжелой «брендо-зависимости». Они уважают Вивьен Вествуд за пофигизм и талант, но при этом не спешат скупать вещи с ее именем на бирочке. А зачем? Теперь модно выпендриваться и выражать свое собственное «я» посредством самой безумной одежды, сделанной своими руками.
Сойчи Аоки фотографирует этих тинейджеров для своего журнала Fruits, ставшего Библией не только для молодых японцев, но и для мировой моды в целом. Недавно он выпустил книжку – дайджест лучших фотографий. «Я не фотографирую людей, одетых в какой-то один бренд. Должно быть что-то оригинальное, много смешанных, наслоенных друг на друга вещей. Разве мода не была рождена, чтобы показать разницу между собой и другими?»
Вполне вероятно, что в скором будущем облик европейских городов сильно изменится. Улицы какого-нибудь Парижа наводнят японские туристы в розовом, лиловом и неоновом, которые будут снимать своими навороченными камерами черно-белые документальные фильмы о голубях сада Тюильри. Очереди из «новых японцев» будут выстраиваться не у дорогих бутиков, а секонд-хендов. И вместо «Кодекса самурая» и Харуки Мураками мы будем читать какой-нибудь манифест поколения Фрутс.
спасибо огромное за нее, harajuku girl!
Очень люблю Японию и в детстве с удовольствием смотрела их мультфильмы! =))))